21.10.2021 by МамУшки

Три правила адаптации к первому слуховому аппарату для маленького ребенка и его родителей

Придерживайтесь их, и процесс привыкания пройдет быстро и результативно.

Мама с ребёнком

Первое. “Детские” настройки

Этот пункт – базовый. Обратите внимание, что…

  • во-первых, что слуховых аппаратов два. Два уха – два глаза – два полушария мозга. Для нормального развития ребенок должен носить два слуховых аппарата.
  • во-вторых, аппараты подобран по актуальным порогам слуха и компенсирует потерю, индивидуальные вкладыши не натирают, не болтаются и не жмут;
  • в-третьих, специалист настраивает СА по формуле настройки, с учетом возраста и личных особенностей ребенка. Никаких “универсальных” настроек!
  • ну и на “сладкое”: у СА ребёнка не меньше, а в идеале – больше 16 каналов обработки звука, есть частотная компрессия и автоматическая система направленности, и СА могу синхронизироваться между собой для обмена данными.

Настроечные сессии, в идеале, должен сопровождать сурдопедагог. Исключение: ребенок школьного возраста, носит СА давно, настройка – привычный и знакомый ритуал. Ребенок хорошо говорит, общается и дает обратную связь.

В любом случае, вы должны быть уверены, что аудиолог умеет и знает, как “настраивать” детей. И работает в паре с проверенным сурдопедагогом. Сурдопедагог – “переводчик” ощущений и потребностей ребенка на язык технических характеристик. Даже если малыш не знает и не может сказать, что именно его тревожит, специалист определит это по ряду субъективных признаков.

Но даже когда первичные настройки выполнены идеально, на адаптацию и слухоречевое развитие потребуется время. Одни дети развиваются быстро, практически естественно и требуют лишь аккуратного сопровождения. К другим – приходится искать “ключик”. Двух одинаковых детей нет, как и нет шаблона развития. Но зато есть педагогический оптимизм, с опорой на который можно, приблизительно, рассчитать время и усилия. Усилия всей семьи, а не отдельно взятого специалиста, это важно!

Второе. Непрерывное вовлечение в адаптацию семьи

С рождения дети великолепно считывают эмоции родителей, даже если взрослые стараются о чем-то не говорить, быть сдержанными… А дети с нарушениями слуха – особенно чутки к нюансам настроения и намного лучше «заточены» их воспринимать.

Взрослые могут сомневаться в компетентности сурдопедагога, в глубине души “негативить”, что вынуждены надеть на чадо слуховые аппараты, жалеют ребенка, чрезмерно опекают его. Малыш считает это мгновенно!

И будет протестовать – закрывать руками рот педагогу, срывать аппараты, капризничать.

А если поймет, что родители не настаивают, то будьте уверены: обязательно воспользуется. Все желания мама и папа выполняют и так, без звуков, зачем стараться?

Когда же взрослые искренний восхищаются, как хорошо работает слуховой аппарат, огорчаются, что малыш не хочет его носить, ведь это поможет радоваться звукам вокруг! И акцентируют внимание на этом – а вот птица поет, дверь скрипит, вода течет – ребенок волей-неволей станет повторять, а главное – захочет это делать.

Для закрепления привычки человеку требуется 21 день, считают психофизиологи. В идеале, трех недель-месяца семье достаточно, чтобы ребенок привык к постоянному (то есть с утра до вечера) ношению слухового аппарата и ощущал дискомфорта.

 

Третье. Безусловное соблюдение техники безопасности

Это тоже часть адаптации. Определите несколько понятных пунктов, которым юный носитель слухового аппарата должен следовать, как говорится, без возражений. Например:

  • Если ребенок совсем маленький (по факту – до школы), надевать, снимать аппаратики и ухаживать за ними должны родители. Именно они, а не дети, определяют время ношения, основываясь на рекомендациях сурдопедагога.
  • Попал под дождь, намочил слуховой аппарат, а взрослые не в курсе? Обратись к родителям, чтобы помогли снять прибор, или под присмотром старших сам, как можно быстрее, вытащи батарейки и положи на просушку. Это аксиома, иначе аппарат испортится.
  • Когда в школе, на тренировке, в кружке или другом месте приходится снять слуховой аппарат, то его нужно отдать на хранение ответственному взрослому – учительнице, вожатому или тренеру.

Идеальная адаптация – когда дети настолько привыкают к своим слуховым аппаратам, что не пытаются снять их даже перед сном. Ведь хочется послушать колыбельную и/или мамину сказку на ночь. А, проснувшись, первым делом бегут не в туалет или чистить зубы, а надевать “уши”.