О важности коррекционной работы со слабослышащими детьми
Существуют различные методы развития слухового восприятия. Они делятся на классические и современные. Методы сурдопедагогики прошлых лет из-за невозможности техническими средствами слухопротезирования обеспечить детям лучший слух основывались на задействовании других сенсорных систем — например, активного развития зрения или тактильных ощущений.
Современная сурдопедагогика делает упор на усовершенствованные технические средства. Правильная настройка слухового аппарата или процессора системы КИ способствует развитию спонтанной устной речи у слабослышащих или компенсированных детей так же, как у их слышащих сверстников. Однако, кроме адекватной настройки, необходимо создание специальных условий для обучения.
После слухопротезирования ребенок начинает слышать окружающие звуки, однако его способность опознавать их и различать, накапливать пассивный и развивать активный словарь, развивать спонтанную естественную речь во многом зависит от того, насколько правильно будет построена с ним коррекционная работа.
Что необходимо знать в начальный период использования КИ
На начальном этапе использования ребенком КИ очень важно выстроить взаимодействие между всеми окружающими его людьми — родителями, учителем, сурдопедагогом, специалистами центра кохлеарной имплантации. Это необходимо, чтобы вовремя отслеживать его любую реакцию на звуки и речь в течение дня, перенастраивать процессор КИ в разных условиях (на улице, в классе, на индивидуальных уроках), регулярно тестировать ребенка для коррекции программы занятий.
Взрослые должны создать детям с КИ специальные условия, чтобы у них появился интерес к слушанию:
- Постараться разнообразить окружающую ребенка обстановку, чтобы он имел возможность слушать разные звуки.
- Привлекать его внимание к новым звукам, объяснять, что каждый из них обозначает.
- Поощрять адекватную реакцию на звук, не злоупотребляя ее непрерывным тестированием (ребенок откликается на собственное имя — отлично; но если постоянно звать его по имени без определенной цели, то он может потерять интерес и перестать реагировать на зов).
- Побуждать ребенка использовать устную речь при ежедневном общении со взрослыми и сверстниками, но не принуждать его к этому.
Учителю очень важно наблюдать за ребенком на начальном этапе использования КИ, потому что процессор еще не так точно настроен, и сообщать родителям обо всех изменениях в его поведении или эмоциональных реакциях. Вот несколько тревожных звоночков, на которые стоит обратить внимание в первую очередь:
- У ребенка отсутствует даже минимальный прогресс в развитии слуха и понимании речи.
- Ребенок стал хуже говорить и реагировать на звуки.
- Он стал более или, наоборот, менее впечатлительным, наблюдается тревожность.
- Он стал чаще переспрашивать.
Возможными причинами таких негативных изменений могут быть проблемы с КИ, которые необходимо решить незамедлительно.
Создание специальных условий в классе
Чтобы ребенок с КИ лучше усваивал материал занятий и воспринимал речь учителя, в классе для него необходимо создать специальные условия:
- Посадить его на первую парту напротив учительского стола, чтобы он имел возможность считывать информацию с губ.
- Если в классе очень ощутим шум из коридора или с улицы, то лучше будет определить ребенку место за первой партой в центральном ряду.
- Постараться выстроить учебный процесс таким образом, чтобы ученики отвечали по одному, не перебивая друг друга.
- В идеале необходимо правильно обустроить кабинет — покрыть пол и стены звукопоглощающими материалами, чтобы в помещении фоновые шумы были сведены к минимуму.
- Передавать устную информацию ученику четко, короткими предложениями, голосом достаточной громкости, предварительно снабжая ее личным обращением к ребенку по имени.
- Подкреплять устную информацию по теме урока наглядными пособиями.
Многие эти правила хороши не только для ребенка с КИ, но и для его слышащих одноклассников. Однако то, насколько хорошо ученик с КИ воспримет материл урока, зависит не только от учителя, но и от родителей: желательно пройтись с ребенком по материалу занятий заблаговременно, накануне урока, чтобы он хотя бы в общих чертах понял, о чем будет идти речь. Даже если на следующий день он не будет успевать слышать каждое слово учителя, то в целом тема урока будет ему известна, поэтому от него потребуется меньшее приложение усилий, соответственно, он будет меньше уставать и не потеряет интерес.
Ребенок с КИ, обучающийся в общеобразовательной школе, часто настолько успешно понимает чужую и собственную речь, что учителя ошибочно начинают вести себя с ним так же, как с его слышащими одноклассниками. Однако, насколько бы успешен ни был такой ученик, важно не забывать о его особенностях: он устает быстрее, чем сверстники, ему труднее долго сохранять внимание; он хуже воспринимает речь на расстоянии или при шуме в классе; ему требуется дольше времени, чтобы ответить на вопрос и т. д.
Взаимодействие с родителями ребенка с КИ и его сурдопедагогом поможет учителю успешно воспитывать и развивать такого ученика, адаптировать его в классе со слышащими сверстниками, обеспечить ему высокое качество обучения.