Три критические ошибки родителей детей с нарушением слуха
Кратко: не брать в голову, слышит ли вообще ребенок, а если да, то насколько хорошо, надеяться, что все само пройдет, не доверять врачам. Это может ухудшить любую, даже самую легкую ситуацию и необратимо помешать развитию малыша. Рассказываем, как подобного не допустить.
Ошибка первая. Потери слуха не может быть!
Ну просто потому, что не может быть никогда. Утверждения «у нас в роду глухих не было», «да, в семье все поздно заговорили», «ребенок просто ленится», конечно, очень оптимистичные. Возможно, даже справедливые. Но могут и не соответствовать действительности.
Потеря слуха бывает как врожденной, так и приобретенной (и в этом случае род не причем). Факторов риска, к сожалению, много. Просчитать все и оградиться от каждого – невозможно.
Очень часто взрослые уверены: раз младенец гулит, значит, точно не глухой. На самом деле это такой же рефлекс, как сосательный и другие. Гулят даже врожденно-глухие малыши!
Что должно насторожить, рассказывает рководитель родительского объеднения «МамУшки» сурдопедагог Наталья Черная:
– Дети с нормальным слухом к трем-четырем месяцам жизни начинают гулить более разнообразно, а к году переходят на осознанный лепет. Каждому предмету, явлению у ребенка тогда будет соответствовать звукокомплекс, понятный многим взрослым, предвестник нормальной речи. Вот-вот малыш заговорит, как большой.
А дети с нарушением слуха мамам и папам могут гулить совершенно не похоже на оригинальное звучание и каждый раз по-разному называть вещи и понятия, ведь образца для подражания – взрослой речи – они никогда нормально не слышали.
Выход один: не пренебрегать исследованиями с младенчества и в течение жизни. В нашей стране аудиоскрининг всем новорожденным должен проводиться еще в роддоме. При малейших подозрениях записывайтесь с малышом на более глубокие исследования. А если что-то смущает в слуховом поведении ребенка дома, срочно обращайтесь к сурдологу. Лучше, как говорится, перебдеть.
Ошибка вторая. Ну подумаешь, чуть хуже слышит, зачем же сразу аппараты…
«Логика» здесь такая: бывают дети, которые не могут взять стометровку, медленнее сверстников выполняют задания в школе… Почему же все должны одинаково слышать?
На самом деле любая потеря слуха очень сильно влияет на развитие, причем чем меньше ребенок, тем критичнее. Слух, речь и мышление «сидят в одной лодке». При нарушении слуха у детей, безусловно, будет нарушена речь, а затем и мышление. Только слуховыми аппаратами, а в тяжелых случаях кохлеарными имплантами можно обеспечить малышу нормальную жизнь.
У детей компенсировать слуховыми аппаратами нужно даже первую, минимальную степень потери слуха!
Патологии слуха, как и другие нарушения, имеют степень тяжести. Соответственно, чем грубее нарушение, тем сильнее выражен дефект. Поэтому необязательно, что ребенок полностью глухой. У него может быть снижение слуха, которое взрослые могут вообще не замечать.
- Если ребенок совсем не реагирует даже на очень громкие звуки, в объективном измерении – свыше 90 дБ, это глухота.
- Четвертая степень тугоухости – реакция только на звуки свыше 70 дб, например, громкий крик у уха.
- Третья степень тугоухости – восприятие звуков свыше 56 дБ – сопровождается реакцией на громкую речь, т. е. чуть сильнее обычной разговорной, и такие же нетихие бытовые звуки (работающий пылесос, «орущий» телевизор).
У таких малышей, кстати, в младенчестве может формироваться вполне осознанный лепет. Но! Крайне скудный. Например, только «мама», «папа», «баба» и все. Тут родителям действительно может быть очень сложно быстро понять, что есть проблема. Невнимание к тихой речи, как правило, списывается на характер. Лишь к двум-трем годам, когда ребенок от лепета не переходит к полным словам и фразам взрослые начинают «бить тревогу».
- Самые «коварные» – вторая (восприятие звуков свыше 40 дБ) и первая (более 26 дБ) степени тугоухости. С ними у ребенка может развиваться речь, он будет общаться, кажется, все хорошо, и только когда начинаются трудности в обучении, взрослые замечают: что-то не то.
Как же тут можно догадаться о проблеме? Как правило, речь у таких деток имеет аграматизмы. При обучении у них могут быть трудности в восприятии речи учителя, на фоне шума в классе. Не списывайте все на невнимательность и лень. Проверьте сначала своему ребенку слух.
Ошибка третья. Отказываются от компенсации потери слуха, не доверяют врачам, тянут время
Особенно часто это встречается, конечно, при первой и второй степенях тугоухости, которые не так заметны. Взрослые (потому что сами никогда не сталкивались с проблемами со слухом или наслушались родственников, знакомых, разных «добрых людей») могут:
- Надеяться, что все само как-то пройдет. На самом деле – нет.
- Сомневаться, в правильности назначения слуховых протезов при небольших степенях потери слуха. А по факту дожидаются только быстрого ухудшения.
- Бояться, что ребенка посчитают инвалидом окружающие, он станет изгоем среди сверстников. Хотя в жизни (а у «МамУшек» историй много) подобные случаи почти не встречаются.
- Не доверять врачам. К сожалению, в практике сурдологов есть случаи, когда семьи обращались к ним после безуспешного «лечения» у бабок, рейкистов, шаманов и проч.
«Первая реакция родителей, когда диагноз «тугоухость» у их малыша подтверждается, – стресс, желание перепроверить информацию у десятка других врачей, лечиться альтернативными методами, – говорит Наталья Черная. Это можно понять. Но упускать время нельзя! Только компенсация слуховыми протезами доказанно помогает.
Помните золотое правило: чем раньше диагностировано любое нарушение и быстрее скомпенсировано, тем меньше оно нанесет вреда развитию ребенка.
Менять специалиста целесообразно только если он сам говорит, что можно подождать или назначил коррекцию, но после нее малыш все также не развивается.
Идеальный маршрут
Если вашему ребенку поставили диагноз «сенсоневральная (то есть необратимая) тугоухость», то:
- Первым пунктом реабилитационного маршрута будет подбор слуховых аппаратов (в некоторых случаях – кохлеарная имплантация). Это техническая компенсация потери слуха.
- Вторым – систематические занятия с сурдопедагогом. Он научит слушать и слышать.
- Позднее – с логопедом. Тот скорректирует, отшлифует речь.
Когда ребенок овладеет первыми слухоречевыми навыками, для их отработки необходимо погрузить его в речевую среду. Это могут быть и детский сад, и кружки, и секции и дети во дворе, лишь бы слушать, слышать и говорить.
Подобная схема (с некоторыми корректировками, все-таки годовалый младенец и десятилетний тинейджер требуют разных подходов) справедлива для любого возраста.
Цель одна: ребенок не должен отличаться со сверстников. Он точно также будет играть и общаться с окружающими, учиться… А потом окончит школу, поступит в училище или вуз, заведет семью. Конечно, некоторые виды деятельности могут быть для него закрыты (росгрвардеец, космонавт, подводник…). Но ни у кого не бывает жизнь без ограничений даже без потери слуха. В мире можно найти сотни занятий по душе и реализоваться.
Поэтому, дорогие родители, главное – не «убивайтесь», узнав, что у ребенка проблемы со слухом. Не настраивайте сына или дочь на плохое. Все будет хорошо. А еще не забывайте: у вас есть единомышленники, люди с похожими ситуациями из объединения родителей «МамУшки».