15.09.2021 by МамУшки

Слабослышащий ребенок и школа. Актуальные вопросы

Класс коррекции или обычный? Существует ли специальная учебная программа для обучения глухих и слабослышащих детей, или все школьники занимаются по стандартной? Разрешены ли спортивные секции? Эти и другие вопросы нередко мучают родителей. Вдруг от неправильной тактики взрослых (отдали не в ту школу, не в тот класс, не дали заниматься спортом и т. п.) развитие ребенка будет ограничено?

Не нужно переживать и винить себя, мол, вы что-то недодали сыну или дочери! При своевременной и правильной коррекции слухового восприятия ограничения будут минимальны. Рассказывает директор АНО «МамУшки» Наталья Черная.

Учитель возмущается на ребенка

-Есть ли различия между обучением нормально слышащего школьника и ребенка с компенсированным слухом (не важно: кохлеарными имплантами или слуховыми аппаратами)?

Да, конечно. В школьном образовании много лет применяются специальные методики и программы для обучения глухих и слабослышащих детей.

Раньше, надо сказать, у таких ребят особо не было выбора –дети с нарушением слуха обучались специальных коррекционных школах. Каждая использовала свои методики,для слабослыщащих и глухих детей , в школах первого ,второго вида детям с нарушениями слуха было легче, ведь весь образовательный процесс был направлен под конкретные особенности здоровья.

В современном мире система коррекционного образования изменилась.

  • Во-первых, с приходом инклюзии и доступной среды теперь общеобразовательная система стала открыта для всех детей и никому в голову не придет считать слабослышащих какими-то не такими, отстающими… Ну есть у человека особенность. Так ведь и очки многие носят.
  • Во-вторых, в связи с развитием технологий. В первой половине XXI века дети даже с тяжелыми нарушениями слуха имеют возможность достигнуть высокого уровня слухоречевого развития с помощью высокотехнологичных слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов и свободно осваивать общеобразовательную программу, полноценно жить и развиваться.

Конечно, в реальности все может быть вовсе не так легко ,даже у детей с высоким уровнем слухоречевого развития свободно владеющих устной речью. Трудности с обучением не только у глухих и слабослышащих, но даже детей с высоким уровнем слухоречевого развития возможны из-за непростой акустической обстановки в школе. Например,

  • На фоне общего шума, гула в классе учитель говорит тихим голосом. Бывают такие «негромкие» люди, или преподаватель считает, что так его лучше будут воспринимать, наводит порядок и дисциплину.
  • Речь педагога невнятна – увы, не у всех преподавателей хорошо поставленный голос и выдающиеся ораторские способности.
  • При перемещении по классу меняется направление речи и громкость голоса учителя. Дети с нормальным слухом эти нюансы не замечают, для школяра же с кохлеарным имплантом или слуховым аппаратом подобное может быть критично.
  • На переменах в большой компании и на фоне шума высокой интенсивности ребенку бывает сложно услышать и воспринять речь нескольких собеседников.

Проблема решается информированием педагога об особенностях ребенка. Между собой школьники, как правило, разбираются сами. Дружественно настроенные дети адаптируются очень быстро со своим особенным товарищем стараются говорить максимально разборчиво.

Во время урока можно использовать вспомогательную технику – специальные FM-системы, подключаемые к слуховому аппарату или кохлеарному импланту. Их суть: учитель кладет на стол или себе в карман (поближе ко рту) микрофон, и тот передает голос напрямую в слуховой протез ученику, минуя дополнительные шумы.

Кстати, подобному навороченному гаджету другие дети в классе могут даже завидовать. Это как айфон, только еще круче.

– Значит, сегодня ни у кого нет необходимости отдавать ребенка с компенсированным слухом в специализированную школу?

– Это очень неоднозначный вопрос. В идеале – да. Но все зависит от уровня слухоречевого развития ребенка на момент поступления в школу. Если все этапы ранней диагностики и технической коррекции были соблюдены правильно, родители вовремя обнаружили проблему и обратились на диагностику слуха к сурдологу, также адекватно и своевременно был проведен этап технической коррекции слуха и педагогической коррекции то, при условии отсутствия сочетанных патологий , на речевое и умственное развитие ребенка его особенность здоровья по слуху никак не повлияет и такой ребенок даже с высокой степенью тугоухости способен освоить программу общеобразовательной школы.

Но если хотя бы один или несколько этапов были пропущены или выполнены бессистемно и неэффективно, у ребенка могут возникнуть сложности в слухоречевом развитии. Тогда в обычной общеобразовательной школе он рискует столкнуться с рядом трудностей.И необходимо будет тщательно подбирать образовательный маршрут с учетом всех сторон развития ребенка ,включая особенности характера и темперамента.

Поэтому в каждом случае должен быть индивидуальный подход. И так важна своевременная ранняя диагностика и компенсация потери слуха! Мы не устаем об этом повторять (подробнее о возможных родительских ошибках читайте в этой статье).

– Могут ли быть сложности с поступлением в спортивные секции у детей со слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами? Стоит ли вообще записывать туда слабослышащего ребенка? Или нужно тщательно выбирать, например, спокойным шахматам – да, контактным единоборствам, где могут «двинуть» в ухо, – нет?

– Конечно, любого ребенка, если у него есть желание и способности, можно и нужно «отдавать в спорт». Современные технические средства коррекции слуха не ограничивают физическое развитие. И это здорово! С кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами никто не должен чувствовать себя изгоем. Конечно, есть некоторые ограничения в использовании слуховых аппаратов и внешней части имплантов – речевых процессоров. Но ничего критичного. Так, слуховые аппараты можно снимать на время тренировки по плаванию и вообще всех опасных в плане повреждения прибора занятий. Тренера, конечно, нужно предупредить, чтобы он мог давать особые «незвуковые» команды слабослышащему подопечному, использовать естественные жесты или жестовый язык если ребенок и педагог владеет им

У некоторых фирм производителей систем кохлеарной имплантации выпускаются специальные аквачехлы. Они очень выручают не только во время тренировок по плаванию, но и на отдыхе, когда детям хочется порезвиться на берегу и в воде.

Решение заниматься или нет опасными контактными видами спорта для обладателя систем кохлеарной имплантации должно рассматриваться после консультации сурдолога. Если слуховой аппарат можно снять на время боев, то от внутренней части импланта так просто не избавиться. Прямой удар в место расположения высокотехнологичного устройства рискует вывести его из строя. Но всегда есть вариант выбрать менее травматичный спорт.

В современном мире жизнь с потерей слуха может быть такой же насыщенной, интересной и полной возможностей, как у стопроцентно здорового человека. На это и надо настраивать ребенка. Тогда он будет приносить пятерки из любой школы, где учится, и завоевывать первые места в выбранном виде спорта.