08.12.2021 by МамУшки

Во что поиграем? Игры для детей с нарушениями слуха

Все как у обычных ребят, но есть нюансы.

Дети играют

Все дети хотят играть

Без игр детства не бывает

Слабослышащие малыши точно так же, как и их абсолютно здоровые сверстники, хотят и любят играть. Игры – необходимый этап для правильного гармоничного развития. Однако у детей с нарушениями слуха нередки дополнительные сложности.

  • Такой ребенок может не услышать или не понять обращенные к нему слова сверстников. В большом коллективе это чревато конфликтами.
  • Возрастают риски ЧП. Если на тревожный окрик мамы (например, «Не беги с площадки, там машина!») ребенок с тугоухостью не отреагирует, то покалечится. За такими детьми нужен глаз да глаз.
  • У слабослышащих ребят бывают сопутствующие заболевания: нарушения осанки, слабый иммунитет и др. Некоторые подвижные игры даются им сложнее, и задания они выполняют дольше. Конечно, это не аксиома, все индивидуально.
  • Могут быть задержки в развитии, связанные именно с нарушениями слуха в младшем возрасте. Дети, особенно те, кому долго не могли поставить правильный диагноз, успели освоить мало слов, у них ограниченная речь, непрочное запоминание, плохое воображение. Ведь все, к сожалению, взаимосвязано.
  • Глухие и слабослышащие малыши чаще стесняются и боятся новых взрослых и сверстников, даже в веселой доброжелательной компании жмутся к маме.

Перед взрослыми – родителями и специалистами – стоит непростая задача: не просто скомпенсировать нарушения слуха, но и социализировать ребенка, дать ему возможность полноценно расти и развиваться. Игры – прекрасная возможность делать это естественно и с удовольствием. Зачастую – единственная для маленьких детей с нарушениями слуха.

Универсальная тактика

Каждый случай индивидуален. Какие именно методы реабилитации (включая игры) использовать, решает специалист. Он же проводит огромную работу, играя со слабослышащим ребенком в кабинете. И только он может дать конкретные рекомендации родителям.

В статье выделим общие моменты, на которые стоит обратить внимание дома.

  1. Если проблем со зрением у ребенка нет, то компенсация слуха у него идет, как правило, за счет глаз. Малышу важно видеть, с чем и как ему предстоит играть, поэтому в приоритете показ движений (их направление, темп, скорость, последовательность действий и т. п.). При этом – мы ведь развиваем слух – все должно сопровождаться простой и понятной словесной инструкцией.
  2. Все наглядные пособия, игрушки, книжки должны стимулировать желание играть.
  3. Незнакомые предметы и понятия вводим в обиход постепенно. Не больше одного-двух за одну игру, чтобы не было сложностей с пониманием и вниманием.
  4. Каждую игру лучше повторять несколько раз и постепенно усложнять условия.
  5. Если у малыша что-то не получается, он не понимает задание, важно поддержать его, чтобы не исчез интерес к игре.

И, конечно, когда есть возможность привлечь других детей, не только с нарушениями слуха, ей стоит воспользоваться.

Комплексный подход

Игры для детей с нарушениями слуха всегда направлены на коррекцию и развитие разных сфер:

  1. Психомоторных функций. Это, например, всевозможные сортировщики: вставь фигурки в подходящую форму, собери из деталей игрушку, подвижные занятия с мячами и лентами и т. д.
  2. Эмоциональности. Сюда можно отнести игры с куклами-персонажами сказок и мультиков, музыкальные игрушки с приятными мелодиями, сухой бассейн (дети их обожают), зеркала, чтобы рассматривать себя и изучать эмоции.
  3. Познавательной деятельности. Мозаики, пазлы, головоломки, всевозможные опыты.
  4. Высших психических функций. Наборы Монтессори, логические игры и проч.
  5. Коммуникативной деятельности. Игры, предполагающие взаимодействие с несколькими участниками.

Мы привели лишь несколько примеров для каждой сферы. На самом деле игр десятки. Каждая имеет смысл! Именно поэтому так важна работа со специалистом. Он же даст рекомендации, как играть с ребенком дома.

Вот что, например, предлагается для самых маленьких.

Простые дидактические игры для детей с нарушениями слуха

«Мамин помощник»

Игра с пылесосом для освоения неречевых звуков. Ребенок научится слушать и различать громкий звук работающей техники и потренируется обращаться с ней.

Сначала продемонстрируйте малышу пылесос, ощупайте его вместе. Расскажите, как он работает, жужжит: «Вжжжж». Далее включайте и выключайте пылесос. Когда техника работает, малыш должен говорить: «Вжжжж». Когда выключена, то молчать. После освоения игры можно приступать к следующему этапу – умению полноценно обращаться с пылесосом без участия взрослого.

«Большая или маленькая кошка»

Цель – научиться различать громкие и тихие речевые звуки. Потребуются нарисованные или игрушечные кошечки: большая и маленькая. Сначала знакомимся с большой. В это время взрослый громко говорит, что это кошка и… мяукает. Аналогично с маленькой, только мяукать надо потише.

Ставим кошечек вместе и просим малыша громко помяукать, беря большую. И тихо, если взял маленькую.

Усложняем процесс. Сами мяукаем громко, потом потише, еще тише и так далее. Каждый раз в это время малыш должен решать: взять ему большую кошку или маленькую. На этом этапе, кстати, можно добавить третью кошку – среднего размера.

«Вежливый гость»

Потребуется помощник, который будет «гостем». В этой роли может также выступить любимая игрушка.

Разыграйте сценку прихода гостя. Напарник должен постучать, а вы – обратить на это внимание малыша. Спросите: «Кто там?» и подойдите к двери. Обязательно послушайте вместе ответ. А когда откроете, эмоционально порадуйтесь приходу. Когда надоест, поменяйтесь ролями – пусть в гости стучится малыш.

Понравилось? Легко повторить? Играйте, развивайтесь и не забывайте вовремя посещать своего сурдопедагога. Он точно знает, во что полезно поиграть именно вашему ребенку.